Очень интересная гипотеза Таинственная Венера Виллендорфская спойлер- КАЛЕНДАРЬ Беременности!!! Эта статуэтка голой женщины была найдена близ поселения Виллендорф в Австрии в 1908 г. Собственно отсюда её название. Несмотря на массу других достоинств, самым замечательным свойством этой фигуристой женщины является её возраст. Она появилась на свет примерно 25 – 28 тысяч лет назад. Т.е. в эпоху позднего палеолита, когда первобытнообщинные люди уже вовсю освоили примитивные орудия труда вроде костяных рыболовных крючков и швейных игл, не говоря уже о таких необходимых инструментах выживания как каменные топоры и луки со стрелами. Так что вполне могли позволить себе сваять из мягко известняка фигурки вроде этой. Высота статуэтки составляет примерно 11 см, ширина в районе талии 4 – 5 см. Первоначально она была покрыта охрой, а многочисленные потёртости на боках фигурки свидетельствуют о том, что она довольно много времени проводила в руках человека. Зачем то первобытный человек носил эту фигурку с собой, ну или, по крайней мере, регулярно держал её в руках. Сразу нужно оговориться, что эта фигурка не является единственным произведением искусства древних зодчих эпохи верхнего палеолита, воспевающих красоту женского тела. Подобные статуэтки из известняка и обожжённой глины были обнаружены в достаточно большом количестве на стоянках первобытных людей от Урала до Апеннин, на территориях включающих нынешние Германию, Италию, Россию, Украину, Словакию. И именно по этой причине они вызывают у современных археологов неподдельный интерес. Столь широкий ареал распространения одинаковых по художественному замыслу поделок из камня, глины и кости, обладающих довольно специфической формой реализации предполагает их некое унифицированное функциональное назначение. Однако истинный смысл этих фигурок пока не раскрыт. Современным учёным доподлинно не известно их истинное назначение. Высказываются самые общие соображения о неком собирательном образе богини-матери стилизованном в подобных амулетах-оберегах. При этом полагается, что такие амулеты по верованиям древних людей должны были защищать их потомство от злых духов и болезней. Некоторые исследователи древних культов распространяют влияние доисторических Венер не только на людей первобытных общин, но и на всё живое, окружающее их. Т.е. этим фигуркам приписывается статус богинь, символизирующих жизнь как таковую во всех её проявлениях. В этом случае можно говорить о зарождении самых первых культов богов, точнее богинь, которым люди поклонялись во все времена, а некоторые из нас продолжают поклоняться и ныне. Согласно этим предположениям обнаруженные в верхнем палеолите женские статуэтки можно считать первыми попытками человека придать зримую эстетическую форму своим богам. Однако имеются и другие гипотезы, довольно смелые, если не сказать фривольные о том, что данные статуэтки представляют собой самые древние образцы первобытной порнографии. Как бы там ни было, единого мнения о назначении древних статуэток голых женщин с большими животами и округлыми формами у современного научного сообщества нет. Пользуясь этим, я решил поделиться с вами, уважаемые читатели, собственной версией о предназначении Виллендорфской Венеры и её многочисленных копий. Я довольно скептически отношусь к любым религиозным культам и считаю, что у людей занятых делом, не очень много свободного времени для совершения всякого рода культовых обрядов. Помните как там у Энгельса "Труд сделал из обезьяны человека". Безусловно, первобытнообщинные люди это в первую очередь люди много и тяжело работающие, поэтому предположение о том, что они тратили своё время на изготовление каменных божков для того чтобы потом усердно им молились, я отвергаю как непрактичное. Посему в первую очередь попытаемся найти какое-нибудь утилитарное применение описанной выше поделке. Первое, на что необходимо обратить внимание это размеры статуэток. Все известные на сегодняшний день фигурки женщин имеют не очень большие размеры – в высоту от 5 до 12 сантиметров. Т.е. они достаточно малы и хрупки чтобы использовать их в качестве каких-то орудий труда. В то же время их размеры и яркая окраска из охры позволяют им быть достаточно заметными, чтобы не потеряться в походно-кочевых условиях первобытнообщинного уклада. Далее, их с какой-то целью держали в руках и делали это регулярно, как уже было отмечено выше. Если немного пофантазировать в этом направлении дальше и предположить, что их использовали например один раз в сутки, то сам собой напрашивается вывод о неком периодическом во времени процессе. Но никаких регулярных орнаментов на абсолютно реалистичных фигурах голых женщин нет. Поэтому гипотеза о древнем календаре повисает в воздухе как бесперспективная с точки зрения практической реализации. Следующая особенность всех женских фигурок заключается в отсутствии у них лица или головы. Это тем более выглядит странно на фоне довольно тщательной проработки остальных деталей женского тела. Что-то здесь не так. Не может быть, что бы у всех первобытных скульпторов не хватило терпения и мастерства для хотя бы схематического обозначения глаз, носа, губ, причёски и прочих женских прелестей, которым сами женщины всегда уделяют так много внимания. Если древние богини все как одна лишены лица, значит оно им не нужно, по крайней мере, в этом конкретном случае. Так как у большинства известных на сегодня древних артефактов голова попросту отсутствовала, то можно сделать предположение, что это был самый бесполезный или легко теряемый элемент древней поделки. Т.е. в процессе эксплуатации богинь их головы попросту отламывались. Нарочно или нечаянно пока неясно. Однако хорошо сохранившаяся в целости и сохранности фигурка Виллендорфской Венеры позволяет нам предпринять попытку разгадать тайну её головы и голов всех остальных каменных Венер позднего палеолита. Давайте ещё раз внимательно рассмотрим фотографию головы этой статуэтки со всех сторон. Что мы видим. Голова опутана какой-то верёвкой стилизованной под женскую косу и на этой косе отчётливо просматривается некий ритмично повторяющийся орнамент. Впрочем, как и должно быть на настоящей женской косе связанной из множества узелков. Грубый подсчёт по фотографии даёт порядка 260 – 280 узелков в косе обматывающей голову Венеры. Так, так, так! Ребята, а вы говорите – нет никакой регулярности. Вот она - пожалуйста. Вокруг головы размещён повторяющийся однообразный орнамент из узелков, которые символизируют женскую косу, начинающуюся на затылке и заканчивающуюся в районе шеи. Значит всё-таки календарь. Похоже на это. Теперь осталось только понять назначение этого календаря. Так сказать подобрать к нему ключ. Вот какая мысль в связи с этим посетила меня. Если все фигурки изображают пузатых женщин, то наверно есть смысл обратить внимание на этот буквально кричащий признак особого состояния женского организма. Зачем строить какие-то отвлечённые домыслы и предположения о культово-религиозном предназначении дородных фигур, когда они ясно и недвусмысленно изображают беременную женщину. И в этом случае функциональное назначение календаря становиться абсолютно простым и понятным. На этом календаре первобытные женщины отмечали сроки своей беременности. Учитывая, что недель и месяцев во времена палеолита ещё не было, а единственной естественной единицей измерения времени были дни и ночи, то отсчёт можно было вести только в днях и ночах. Так вот регулярный орнамент на голове фигурки как раз позволял это делать, не прибегая к прямому счёту. С прямым счётом дней и ночей, я думаю, у людей палеолита тоже были проблемы. Так как, скорее всего, у них не было числительных для обозначения величин больше десяти. Поэтому просто отсчитать 280 дней беременности они не могли. А отметить на календаре в виде ярких точек могли и, судя по всему, делали это успешно. Вы поинтересуетесь - как им это удавалось, в нелёгких первобытных условиях, каждый день раскрашивать маленькие точки (узелки) на голове статуэтки? Я думаю примерно вот так - как только первобытная женщина заявляла о своей беременности своим соплеменникам, специально для неё каменная фигурка окуналась в ёмкость с охрой и выдавалась будущей роженице полностью окрашенной с ног до головы. Вполне возможно, что выдавалась не непосредственно ей, а вручалась специально обученному человеку, например, бабке-повитухе, в обязанности которой входило слежение за сроками беременности всех женщин племени. Далее на этом свежеокрашенном каменном календаре каждый день после восхода Солнца стиралась охра на одном узелке косы в направлении от шеи к затылку. В результате оставшиеся красные узлы вокруг головы очень наглядно показывали срок беременности. Я на картинке ниже специально подкрасил немного косу Виллендорфской Венеры, что бы наглядно продемонстрировать, как это работало.  Более того, можно предположить, что в одном племени могло быть несколько таких календарей, для того что бы охватить всех беременных женщин племени тотальным учётом и контролем. Вы опять спросите - зачем это нужно? Да очень просто. Первобытные женщины делили все тяготы общинной жизни наравне с мужчинами. Поэтому, скорее всего, участвовали в их многодневных походах за добычей, или снаряжались в дальние экспедиции для сбора каких-либо растений. Наконец просто должны были исполнить волю вождя племени, принявшего решение о смене места стоянки, и пройти вместе с племенем многие сотни километров для поиска лучшего места проживания. Во всех этих случаях каждый по настоящему заботящийся о собственном народе руководитель обязан учитывать сроки беременности своих женщин. Какой может быть многодневный поход, если по календарю через два дня должна родить любимая жена вождя, а ещё через семь дней на сносях будет самая умелая портниха одежды из беличьих шкур. Конечно, в этом случае необходимо отложить любые длительные переходы беременных женщин, дождаться, что бы они родили детей, восстановили свои силы и подготовили всё необходимое для длительного путешествия вместе с новорожденными. Да и просто элементарное освобождение женщин на определённых сроках беременности от тяжёлых физических нагрузок совершенно необходимо, если конечный результат их беременности в виде здорового потомства интересует мужчин племени. Ясно, что подобное элементарное планирование и забота о женщинах даёт значительные преимущества для повышения численности и долгосрочного благополучного развития первобытных разрозненных племён homo sapiens перед своими конкурентами. Имея Имея в виду, что эпоха палеолита закончилась убедительной победой современной человеческой популяции над многочисленными соперниками, противостоявшим ей, мы можем предположить, что утилитарное использование каменных женских фигурок могло сыграть в этой битве цивилизаций не последнюю роль. А головы Венерам отламывали те самые бабки-повитухи, во время ежедневного стирания охры на узелках косы. Так же можно предположить, что со временем, по мере роста численности племени, головы у календарных Венер могли стать съёмными. Ведь изготовить несколько календарей в виде съёмных голов значительно проще, чем ваять каменную бабу для каждой роженицы. Вот так с помощью фантазии и прагматичной логики мы развенчали миф о божественном предназначении каменных изваяний древних зодчих. Но превратившись в банальные каменные календари, палеолитические Венеры не стали от этого менее прекрасными.

Теги других блогов: искусство археология палеолит